Сложившаяся ситуация в сфере исполнения требований законодательства о безопасности полётов при проведении авиационно-химических работ показывает, что нарушения норм действующего законодательства допускаются как исполнителями работ, так и их заказчиками, что приводит к трагическим последствиям, включая человеческие жертвы.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Авиационно-химические работы - это защита растений от вредителей и болезней, внесение минеральных удобрений, борьба с сорняками, удаление и сушка листьев (ускоренное созревание) сельскохозяйственных культур и лесных предприятий, использование самолетов и вертолетов с жидкими химическими опрыскивателями или распределение удобрений и оборудования.
Согласно нормам действующего воздушного законодательства, авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги в сфере авиационно-химических работ, подлежат сертификации (сертификат эксплуатанта). К полёту допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учётный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее – ФАП № 128), которые устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечению и выполнению полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации.
Согласно п. 2.20 ФАП № 128 при полете в целях выполнения авиационных работ, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации; разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой и т.д.
Кроме того, в соответствии со ст. 115 Воздушного кодекса РФ, по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы.
Договором на выполнение авиационных работ должны быть также предусмотрены:
- порядок использования и поддержания в эксплуатационном состоянии аэродромов, посадочных площадок и их оборудования;
- создание необходимых жилищно-бытовых условий для отдыха членов экипажей воздушных судов.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает заключение договора на выполнение авиационно-химических работ только с лицом, имеющим свидетельство эксплуатанта. Одновременно необходимо учитывать, что эксплуатируемое воздушное судно должно быть включено в данное свидетельство эксплуатанта.