Подводя итоги работы системы образования Суздальского района хочется сказать, что каждый год у нас непростой. Не стал исключением и 2010, потребовавший от нас значительных моральных и материальных затрат.
Курс, проводимый администрацией района в области образования, всегда остается неизменным – развитие системы образования Суздальского района. Администрация района, управление образования в условиях непростой экономической ситуации в основном сохранили все позиции районного бюджета, отвечающие за стабильное функционирование системы образования. Развитие и совершенствование системы образования было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики администрации Суздальского района. Как известно, вложения в образование - это вложения в будущее, поэтому они самые выгодные. Не случайно, доля районного бюджета на образование в этом году составила 56%. Объемы немалые.
В 2009 году была принята Стратегия социально-экономического развития Суздальского района до 2020 года и Среднесрочный план развития Суздальского района на 2009-2012 годы. В этом году ведется работа в рамках определенных в ней приоритетов.
В январе 2010 года утверждена долгосрочная целевая программа развития образования Суздальского района на 2010-2012 годы, в которой не только указаны целевые показатели и индикаторы по основным направлениям ее реализации, но и утвержден перечень мероприятий программы и объемы их финансирования.
Претерпели изменения и приоритеты дошкольного образования. И здесь хотелось бы заметить, что организованными формами дошкольного образования охвачены только 67 % детей. В настоящее время главная задача в области дошкольного образования связана с более полным удовлетворением потребностей населения в детских садах. За прошедший год охват увеличился на 5%, что во многом связано с открытием новых групп. Вновь открыты 5 групп на 107 мест. Для этого из районного бюджета было выделено более 2 миллионов рублей.
Подготовка образовательных учреждений к новому учебному году осуществлялась в основном за счет средств районного бюджета. На проведение капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений образовательных учреждений, несмотря на все финансовые трудности, израсходовано более 18 миллионов рублей, в том числе:
-на косметические ремонты – 11 миллионов 600 тысяч рублей;
-на приобретение технологического оборудования и инвентаря- 3 миллиона 600 тысяч рублей;
-создание безопасных условий, обеспечение антитеррористической защищенности – 2 миллиона 800 тысяч рублей.
В итоге такой серьезной масштабной работы нам удалось обеспечить приемку всех общеобразовательных учреждений к новому учебному году.
Развитие образования, инновационная деятельность школы напрямую связаны с деятельностью каждого учителя. В школах Суздальского района работают 390 учителей. Благодаря ярким, талантливым педагогам складываются современные традиции школы: традиции обучения, традиции воспитания.
Наша задача заключается в том, чтобы повышать престиж учительского труда. И самое главное- создать для учителей максимально комфортные условия. Это сложная задача, но над её решением мы работаем постоянно.
Есть ещё одна проблема, о которой мы часто говорим - это проблема прихода молодых педагогов. В этом году ситуация в Суздальском районе значительно улучшилась. В настоящее время в школах района работают 28 молодых специалистов. Такого количества у нас не было на протяжении последних лет.
В Суздальском районе проблема педагогических кадров во многом связана и с предоставлением жилья. Мы постепенно пытаемся решать и эту проблему: сохранили все льготы, предоставили жилье 5 учителям Сновицкой средней школы и 2 педагогам средней школы №2 г. Суздаля, руководителю средней школы №1. Но самое главное - не останавливаться. И в дальнейшем искать пути решения данной проблемы.
Мощным стимулом для активизации работы районного педагогического коллектива стала с 2006 года реализация приоритетного национального проекта. 11 школ района приняли участие в конкурсе. В этом году две школы (Порецкая средняя школа и средняя школа №2 г. Суздаля) стали победителями областного конкурса и получили по 500 тысяч рублей каждая. Учитель математики средней школы №1 г. Суздаля Татьяна Владимировна Плотникова стала лауреатом областного конкурса лучших учителей. Реализация национального проекта «Образование» активизировала процесс внедрения инноваций, использования новых технологий в образовательных учреждениях района. За 2010 год открыта еще две муниципальных площадки: на базе станции юннатов и на базе Стародворской средней школы
В 2010 году активно проводилась работа по снижению неэффективных расходов. Удалось привести соотношение количества прочего персонала и учителей к 40 - 60%. Увеличилась средняя наполняемость классов, которая соответствует средне областным показателям.
2010 год был объявлен Годом учителя. На проведение различных мероприятий, денежное поощрение учителей израсходовано 5696,3 тысяч рублей.
Дошкольное образование.
Дошкольное образование в районе обеспечивают 20 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 5 групп дошкольного образования, открытых на базе 2-х начальных (с. Борисовское, с. Мордыш) и 1-й основной общеобразовательной школы (с..Клементьево), одно негосударственное дошкольное образовательное учреждение СПК ПЗ «Стародворский, которые посещают 1560 дошкольников (2008-2009 г. – 1443 чел.)
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений Суздальского района является создание образовательных и организационных моделей, обеспечивающих поддержку семейного воспитания.
К услугам родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, на базе детских садов созданы и функционируют: медико-психолого-педагогические пункты (3 ДОУ); логопедические пункты (6 ДОУ); консультативные пункты (8 ДОУ); семейные клубы, школы молодых родителей (13 ДОУ).
Создание условий детям дошкольного возраста для успешности школьного обучения – важный фактор поддержки семьи. В прошедшем учебном году в дошкольных образовательных учреждениях получили подготовку к школе 76,3 % будущих первоклассников, для 20,8 % детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, была организована предшкольная подготовка на базе общеобразовательных школ. Таким образом, охват детей подготовкой к школе составил 97,1 %.
Обновлению содержания образования и повышению его качества в дошкольных образовательных учреждениях способствует развитие инновационной работы и внедрение авторских программ, разработанных педагогами детских садов: например, детский сад № 11 п. Садовый проводит инновационную работу по теме «Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры»; детский сад № 4 г. Суздаля реализует авторскую программу «Малая Родина» по патриотическому воспитанию дошкольников; детский сад № 8 с. Новое - авторскую программу «Музыкально-дидактическая игра как средство личностного развития детей дошкольного возраста».
Образовательные учреждения проводят целенаправленную работу по развитию творческих и физических способностей дошкольников, а также оказывают поддержку одаренным детям.
В целях выявления и распространения передового опыта в дошкольных образовательных учреждениях, повышения творческой активности педагогических работников, ежегодно управлением образования проводятся районные конкурсы методических разработок по актуальным вопросам дошкольного образования:
В 2009-2010 учебном году в конкурсе на тему «Система управления качеством дошкольного образования» приняли участие 9 дошкольных учреждений, представлено 13 работ.
С учетом образовательных потребностей родителей и особенностей развития детей сохраняется видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений. В районе функционирует 17 детских садов, 3 детских сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития детей, 1 детский сад комбинированного вида.
На основании вышеизложенного, в новом 2010-2011 учебном году управлению образования, руководителям образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, необходимо решать задачи, продолжив работу по:
-удовлетворение заявочной потребности родителей в дошкольных образовательных услугах;
- повышение ответственности учреждений за качество предоставляемых услуг;
- созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях;
-укреплению и обновлению учебно-материальной базы дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп, функционирующих на базе общеобразовательных школ, созданию условий для обеспечения максимально безопасных условий обучения, воспитания и развития детей.
Основное общее образование.
В 2009 – 2010 учебном году в Суздальском районе функционировало 13 средних общеобразовательных школ, 7 основных и 2 начальных школы.
В школах района обучался 3201 учащийся, из них в городе –939человек, что составляет 29 % от общего контингента учащихся, в сельской местности –2845 человек (89 %). По сравнению с прошлым годом изменилось процентное соотношение в сторону увеличения доли учащихся в сельских школах ( 2008 год- 31 и 69 %соотвественно):
На протяжении четырех последних лет число учащихся продолжает снижаться.
Одним из показателей эффективности расходов на образование является средняя наполняемость классов. В Суздальском районе в 2009 году проведена определенная работа по увеличению этого показателя.
Средняя наполняемость классов на начало 2009-2010 учебного года 14,1, в том числе по городу -22 (область- 22,9), по селу-12,0 (область- 9,7) (ср.:2009 год: 13,6, в т.ч. по городу – 22,0 и по селу – 11,6).
Одной из задач, стоящих перед образованием сегодня, является обеспечение возможностей гражданам получить образование в той форме, которая наиболее соответствует уровню их развития, состоянию здоровья, их склонностям и интересам. Этому, во многом, способствует создание вариативной образовательной среды.
55(1,7% школьников) обучались на 15.12.2009 года индивидуально на дому. Впервые были открыты классы надомного обучения в сош №2 г. Суздаля, сош №1 г. Суздаля и Новосельской сош. Следует отметить, что в 2009-2010 учебном году проводился мониторинг запросов родителей детей-инвалидов, результаты проведения которого указывают на необходимость вести реестр детей- инвалидов в каждом образовательном учреждении. Создание условий и обеспечение качества подготовки детей по индивидуальным программам образования- одна из важнейших задач, которую необходимо решать администрациям тех школ, где такое обучение организуется. Важнейшим условием обеспечения качественного доступного образования является удовлетворение образовательных потребностей населения в вариативных формах и программах получения образования.
Повышение качества образования – одна из важнейших задач, стоящих перед всеми образовательными учреждениями. На протяжении трех последних лет возросло количество учащихся, закончивших учебный год на «хорошо» и «отлично». В 2009-2010 учебном году на «5», «5» и «4» закончили 1086 учащихся (38,2%) (ср.:2008-2009 учебном году 1116 учащихся или 37,3% от количества учащихся 2-11 классов в школах района, в 2007-2008 уч.г. – 1065 учащихся – 31,8 %), в том числе 335 учащихся в школах г. Суздаля или 35,7% (2008-2009 уч.г.-338 учащихся или 36,3% от контингента данных школ, в 2007-2008 уч.г. – 348 учащихся – 34,5 %) и 751 или 39,4% (2008-2009 уч.г.-778 или 37,8%, 2007-2008 уч.г. – 717 – 30,7 %) учащихся в сельских школах. В ряде школ стабильно высокий процент учащихся (от контингента), закончивших учебный год на «5», «4» и «5».
Как уже отмечалось выше, 38,2 % учащихся школ района обучаются на «5» и «4» и «5», участвуют в школьных, районных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников, в международных олимпиадах и конкурсах по предметам («Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ» и т.п.), занимаются в школьных научных обществах.
Итоги подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в Суздальском районе в 2010 году.
С 2009 года ЕГЭ – основная форма государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов.
В мае-июне 2010 года выпускники сдавали ЕГЭ в основную волну.
На достаточно высоком организационном уровне была проведена государственная (итоговая) аттестация школьников. Суздальский район в этом плане во многом опередил другие районы, так как от нашей территории не было ни одной апелляции по процедуре проведения экзаменов, несмотря на то, что процедура проведения экзаменов в 11 классах достаточно сложная, требующая точности, слаженности действий всех организаторов, участников экзаменов.
В 2010 году 102 выпускника 11-ых классов проходили итоговую аттестацию, из них 94 сдавали обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике (92,2%), 8 (7,8%)–государственный выпускной экзамен (так называемый щадящий режим), из них лица с ограниченными возможностями здоровья -3 (37,5% сдававших ГВЭ). Все выпускники, сдававшие ГВЭ (щадящий режим), получили положительные оценки. 25% сдали экзамен по русскому языку на «отлично» , 75% -на «хорошо»; 25% сдали экзамен по математике на «отлично» , 13% на «хорошо» и 62% на «удовлетворительно».
Всего в районе было сдано –384 чел./экзамена в форме ЕГЭ. Выпускники 11-ых классов могли сдавать по желанию экзамены по выбору из 11 предметов. Не сдавали выпускники французский язык ( в школах района не изучается) и географию (на экзамен не явились).
Следует отметить, что в 2010 году учащиеся более осознанно подходили к выбору предметов для сдачи в форме ЕГЭ, так как в отличие от выпускников 2009 года заранее знали, что им необходимо определиться с выбором до 01.03.2010 года и что результаты будут им зачтены при поступлении в вуз.
Самое большое количество неудовлетворительных результатов по обществознанию и истории, на «втором месте»- химия и физика, затем- биология и литература.
Средние баллы по некоторым предметам в Суздальском районе в 2010 году выше, чем средние по области: литература -58,5 (область-57,5), информатика и ИКТ -66 (область- 64,7).
Самый высокий средний балл по информатике, самый низкий – по немецкому языку:
Обязательные ЕГЭ проводились по двум предметам: русскому языку и математике.
Самый высокий средний балл по обязательный предметам у сош №2 (из городских) и Новосельской сош (из сельских), самый низкий- у Сновицкой, Гавриловской сош, а также у Садовой сош по математике.
Следует отметить, что результаты сдачи ЕГЭ в Суздальском районе в 2010 году значительно лучше, чем в 2009 году. Этому во многом способствовала проведенная управлением образования и администрациями средних школ района подготовительная и организационная работа.
Первоочередные задачи на 2011 год.
В условиях формирования современной модели образования и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» приоритетными задачами образования являются:
-совершенствование содержания и технологий образования;
-развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- создание современной системы оценки качества образования, обеспечивающей гражданам достоверную информацию о работе образовательного учреждения и системы образования в целом;
- совершенствование кадрового обеспечения системы образования;
- обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение эффективности управления в системе образования путем внедрения современных финансово-экономических моделей в сфере образования.